Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина

У. Грове

 
 
 
     
 
 

Библиотека

 



Задержка психического развития (ЗПР)


Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летних детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1983, №3. часть 2

 

Следует отметить, что отказы от выполнения второго задания наблюдались у детей всех категорий. Нормально развивающиеся дошкольники, как нам кажется, отказывались в тех случаях, когда не совсем были уверены в себе. Дети с ЗПР, отказавшиеся выполнять задание, как правило, даже не делали попыток составить рассказ. Отказалась отвечать основная масса умственно отсталых детей.

 

Изучение особенностей построения монологических высказываний в условиях эксперимента обнаружило трудности у всех детей исследуемого возраста. При этом все испытуемые более успешно справились с пересказом, где требовалась меньшая степень самостоятельности программирования. При выполнении обоих заданий самыми, высокими были результаты нормально развивающихся дошкольников, а дети с ЗПР справились с ними успешнее, чем дети-олигофрены. Результаты эксперимента были подвергнуты статистической обработке. Данные выполнения каждого задания детьми исследуемых групп достоверно различны между собой на высоком уровне значимости (р<0,001).

 

Анализ экспериментальных данных позволяет сделать некоторые выводы об особенностях монологической речи 6-летних детей с ЗПР.

 

Направленная речевая деятельность, руководимая известной программой, организующей отдельные звенья высказывания, у них не сформирована, что особенно резко проявляется в невозможности самостоятельного развертывания устного сочинения на заданную тему. Дети более успешно воспроизводят готовое содержание (пересказ), но и здесь у них отмечаются грубые ошибки. По-видимому, можно говорить о своеобразии речевой коммуникации детей с ЗПР, которое характеризуется несформированностью основных этапов порождения речевого высказывания: замысла, программирования и грамматического структурирования. Незрелость операции внутреннего программирования проявилась в речевой инактив-ности, трудностях в создании контекста, в соскальзываниях на другие темы, в своеобразной «словесной толчее».

 

Необходимо отметить, что большинство ошибок в оформлении высказываний детей с ЗПР не носило специфически речевого, характера: они теснейшим образом были связаны, с недостатками в развитии познавательной деятельности. Для формирования высказывания необходимо выделение наиболее, существенных связей и торможение побочных, и, следовательно, необходим достаточно высокий уровень развития процессов абстрагирования и обобщения. У детей с ЗПР эти процессы сформированы недостаточно. Незрелость познавательной сферы обусловливает значительное количество недостатков, характерных для речи дошкольников с ЗПР: они чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, используют прямую речь, мимику, жесты, указательные и личные местоимения, усиливающие повторения.

 

Все это позволяет говорить о том, что 6-летние дети с ЗПР не готовы к переходу от преимущественно диалогической речи к связному высказыванию и для формирования у них активной монологической речи необходима специальная коррекционная работа.

Нами разработаны основные ее направления с учетом метода экстериоризации речевого программирования. Результаты коррекционной работы с детьми показали целесообразность использования такого подхода для повышения уровня речевой готовности детей с ЗПР к школьному обучению.

 
Литература

1. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).— М.: Педагогика, 1978.

2. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

3. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974.

4. Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии." Автореф. канд. дис. — М., 1978.

5. Слепович Е.С. О некоторых особенностях монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Дефектология, 1981, № 1.

6. Яссман Л.В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми сзадержкой психического развития: Автореф. канд. дис. —М, 1976.

 



   Автор:  Борякова Н.Ю.
   Дата публикации:  1983
   Место издания:  Москва
[к началу]
 
 
     
 








 
Copyright 2009 ООО „Русская Речь”
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-35031 от 20 января 2009 г.
разработка сайта - Easy&Easily