Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина

У. Грове

 
 
 
     
 
 

Библиотека

 



Нормативно-правовая база


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Утверждено
постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 №288
(с изменениями от 10 марта 2000г., 23 декабря 2002г.)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образова­тельные учреждения:

специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, сле­пых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппара­та, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установлен­ном порядке в образовательном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятель­ности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклоне­ниями в развитии, а также уровень реализуемых образователь­ных программ определяются Министерством образования и на­уки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образова­тельного учреждения.

2.    Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется - коррекционное учреждение) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее именуются - воспитанники) реализует в зависимо­сти от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

3.    Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального го­сударственного образовательного стандарта.

4.    Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

5.    Коррекционное учреждение в своей деятельности руковод­ствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоря­жениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответству­ющего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательных учреждениях, учреждении начального профессионального образования, настоящим Типовым положением.

6.    Для негосударственных коррекционных учреждений насто­ящее Типовое положение выполняет функцию примерного.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

7.    Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется уполномоченным органом в заяви­тельном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.    Учредителем (учредителями) государственного коррекцион­ного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления

9.          Передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

10.     Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11.Право на ведение образовательной деятельности и льго­ты, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у коррекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

12.Коррекционное учреждение с момента регистрации приоб­ретает права юридического лица, имеет  самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кре­дитных учреждениях.

13.Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соот­ветствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его за­явлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального государствен­ного образовательного стандарта.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение пред­ставляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утвержда­ются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учрежде­ния, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о при­знании коррекционного учреждения аттестованным или неаттестованным.

14.     Коррекционное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Фе­дерации "Об образовании".

15.     В соответствии со своими уставными целями и задачами коррекционное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные обра­зовательные услуги (на договорной основе) за пределами опреде­ляющих его статус образовательных программ.

16.     Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном учреждении определяются уставом учреждения в зави­симости от санитарных норм и условий, необходимых для осу­ществления образовательного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продлен­ного дня зависит от вида коррекционного учреждения.

В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специаль­ных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

для глухих - 6 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвити­ем речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразви­тием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек;

для слепых - 8 человек;
 
для слабовидящих и поздноослепших - 12 человек;
 
для имеющих тяжелые нарушения речи - 12 человек;

для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата -
10 человек;
 
для имеющих задержку психического развития - 12 человек;
 
для умственно отсталых - 12 человек;
 
для глубоко умственно отсталых - 10 человек;
 
для имеющих сложные дефекты - 5 человек.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социаль­но-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (груп­па) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

18.      Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психо­физического развития и индивидуальных возможностей воспитан­ников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением
самостоятельно.

19.      Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществ­ляется исходя из региональных, местных, этнонациональных усло­вий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с уче­том индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их
родителей (законных представителей) на основе выбора профиля
труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индиви­дуальной трудовой деятельности.

20. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреж­дающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым кален­дарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и ут­верждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

22.      В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивиду­альные коррекционные занятия.

23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих го­сударственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

24. Участниками образовательного процесса являются педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (закон­ные представители).

25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществ­ляется органами управления образованием только с согласия ро­дителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных пред­ставителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обу­чения в коррекционном учреждении.

27.      Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педаго­гического наблюдения в условиях образовательного процесса.

28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных пред­ставителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педаго­гики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответ­ствующую переподготовку по профилю деятельности коррекци­онного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30.      Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые сов­местно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизичес­кого состояния, диспансеризацию, проведение профилактических
мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиеничес­
кого и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.

31.   Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития,
дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного ре­жима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.

32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

V. УПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

33.     Управление коррекционным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом коррекционного учреждения.

34.     Управление коррекционным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекционного учреждения являются совет коррекционного уч­реждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления
коррекционного учреждения и их компетенция определяются ус­тавом коррекционного учреждения.

35.     Непосредственное управление коррекционным учрежде­нием осуществляет директор (заведующий), прошедший соот­ветствующую аттестацию и имеющий опыт работы в учреждении данного вида.

36.     Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмот­ренными квалификационными требованиями, трудовым договором
(контрактом) и уставом коррекционного учреждения.

VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за коррекционным учреждением.

Земельные участки закрепляются за государственным и муни­ципальным коррекционным учреждением в постоянное (бессроч­ное) пользование.

Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.


Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
 

38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за коррекционным учреждением, допускается только в случаях и
в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
 

39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собственником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохранность и эффективное использование принадлежащей ему собственности. Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осуществляется собственником и (или) органом, уполномоченным собственником.
 

40. Коррекционное учреждение в праве сдавать в аренду закреплённое за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) с договором между ними.
 

42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекционного учреждения являются:
— собственные средства учредителя (учредителей);
— бюджетные и внебюджетные средства;
— имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);
— кредиты банков и других кредиторов;
— средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
— другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 

44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
 

45. Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекционного учреждения.
 

46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным питанием.
 

47. Коррекционное учреждение в соответствии с установленными нормативами должно иметь необходимые помещения, служащие для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, лечебно-восстановительной работы, трудового обучения, производительного труда, быта и отдыха воспитанников.
 

48. Коррекционное учреждение в праве вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
 

49. Коррекционное учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требования¬ми и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью коррекционного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
 

50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств, направляются на цели развития образования в соответствии с уставом коррекционного учреждения.



   Автор: 
   Дата публикации:  1997
   Место издания:  Москва
[к началу]
 
 
     
 








 
Copyright 2009 ООО „Русская Речь”
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-35031 от 20 января 2009 г.
разработка сайта - Easy&Easily