Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина

У. Грове

 
 
 
     
 
 

Библиотека

 



Нормативно-правовая база


ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Письмо Минобразования России
от 16января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03
 
Приложение к письму Минобразования России от 16января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03
Методическое письмо об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях
Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали по­явлению и внедрению в практику идей интегрированного воспи­тания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать дан­ному процессу организованный характер, обеспечив каждому ре­бенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Вне­дрение в практику дошкольных образовательных учреждений ин­тегрированного воспитания и обучения позволяет расширить ох­ват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представи­телей) консультативной поддержкой, а также подготовить обще­ство к принятию человека с ограниченными возможностями.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая ба­рьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняет­ся необходимая ему специализированная психолого-педагогичес­кая помощь и поддержка.
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклоне­ниями равного или близкого по возрастной норме уровня обще го и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе сво его развития влиться в среду нормально развивающихся сверст­ников.
В системе дошкольного образования России эта форма обуче­ния и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учи­тывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полнос­тью исключать «механическое копирование» зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных уч­реждениях (далее — ДОУ) соответствующего материально-техни­ческого, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наи­более адекватные условия для проведения целенаправленной ра­боты по интегрированному воспитанию и обучению дошкольни­ков созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующи­ми компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспече­нием).
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обуче­ние определенной категории воспитанников: например, совмес­тное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрени­ем, нормально развивающихся и детей с задержкой психическо­го развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целе­сообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким об­разом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельс­кой местности), имеющем всего три-пять ДОУ, может быть орга­низовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся де­тей специализированной коррекционно-педагогической помо­щью и делает дошкольное образование более доступным.
В соответствии с п5 Типового положения о дошкольном об­разовательном учреждении, утвержденного постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в ДОУ ком­бинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития сис­темы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличиваю­щегося количества детей с отклонениями в развитии особо акту­альной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация и ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновре­менно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по про­филю функционирующих в учреждении групп компенсирующе­го вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, со­ответствующим нормативам финансирования групп компенсиру­ющего вида.
Комплектование смешанной группы осуществляется по заяв­лению родителей (законных представителей) и на основании зак­лючения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников — дети с тем или иным отклонением (на­пример, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного ап­парата, интеллекта — умственной отсталостью в степени дебиль-ности)[1] либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
Наполняемость смешанной группы зависит от характера пер­вичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу на с. 166). Общая наполняемость смешанной группы уменьшает­ся (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).
При организации смешанной группы необходимо предусмот­реть решение ряда специфических задач:
— осуществление ранней, полноценной социальной и образо­вательной интеграции воспитанников с отклонениями в раз­витии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
- проведение коррекционно – педагогической, медико–психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- оказание необходимой коррекционно – педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им пси­хологической поддержки.
 
Организационными формами работы смешанной группы яв­ляются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индиви­дуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в пер­вой половине дня с нормально развивающимися воспитанника­ми, а во второй половине дня — со всеми воспитанниками груп­пы. По такой же схеме проводятся физкультурные й музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инст­руктором по физическому воспитанию и музыкальным руководи­телем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вво­дится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха — сурдопедагога, с нарушениями зрения — тифлопедагога, с нарушением интеллекта — олигофрено - педагога; должность учителя-логопеда может вводиться в до­полнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками



[1]Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с наруше­ниями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практи­чески находится в условиях интеграции. Кроме того, система специаль­ной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в дет­ской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.
 *
 
смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслужи­вающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Реко­мендации по организации деятельности педагогического и обслу­живающего персонала смешанных групп, а также перечень реко­мендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.
В зависимости от степени выраженности и сложности струк­туры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1—2 года или до его поселения в общеобразовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая медико-педагогическая комиссии по результатам обследовании воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших форм обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплат! их труда производится за фактически отработанное время.
Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обес­печить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интег­рацию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития. Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее создан­ных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с от­клонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребыва­ния (письмо Минобразования России «Об организации в дош­кольных образовательных учреждениях групп кратковременно­го пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 № 129/23-16).
В подготовке данного материала активное участие принима­ли сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.
Приложение 1 Рекомендации
по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы
1. Деятельность учителя-дефектолога
(логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координи­рующим коррекционно-педагогическую работу в группе, являет­ся учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в
« мешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:
— планирует (совместно с другими специалистами) и органи­зует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
— консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам орга­низации коррекционно-педагогического процесса и взаимо­действия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (му­зыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
ведет необходимую документацию.
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в раз­витии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными заняти­ями или занятиями в малой группе — по 2—3 человека. Длитель­ность таких занятий не должна превышать 10—15 минут.
2. Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична де­ятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитате­ля смешанной группы являются:
— планирование (совместно с учителем-дефектологом и дру­гими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограничен­ными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
— планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
— соблюдение преемственности в работе с другими специали­стами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностям здоровья (отклонениями в развитии);
— обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитан­нику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций cспециалистов;
—                 консультирование родителей (законных представителей) де­тей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
— ведение необходимой документации.
 
3. Деятельность педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его фун­кции входят:
   психологическое обследование воспитанников;
участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и до­школьного образовательного учреждения);
проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
    проведение консультативной работы с родителями по воп­росам воспитания ребенка в семье;
    осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
— консультирование персонала группы;
— заполнение отчетной документации.
4. Деятельность музыкального руководителя
Деятельность музыкального руководителя направлена на раз­витие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и твор­ческой деятельности воспитанников. Особенностями работы му­зыкального руководителя в смешанной группе являются:
— взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопро­сам организации совместной деятельности всех детей на за­нятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
— проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами — учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по фи­зической культуре);
— консультирование родителей по использованию в воспита­нии ребенка музыкальных средств;
— ведение соответствующей документации.
5. Деятельность инструктора по физической культуре
Деятельность инструктора по физической культуре направле­на на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физичес­кое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:
— проведение (в том числе совместно с другими специалиста­ми) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических воз­можностей и индивидуальных особенностей;
— планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праз­дников, досугов и развлечений;
— оказание консультационной поддержки родителям по воп­росам физического воспитания, развития и оздоровления ре­бенка в семье;
 
— регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на вос­питанников;
— ведение необходимой документации.
6. Деятельность социального педагога
Направлена на обеспечение социального благополучия воспи­танников и их семей. К специфике организации его работы в сме­шанной группе относятся:
осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;
— участие в изучении воспитанников и составлении индиви­дуальных программ развития;
— консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;
— изучение социальных условий развития и воспитания ребен­ка в семье;
— взаимодействие с педагогами, специалистами служб соци­альной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;
 
— осуществление комплекса мероприятий по социальной за­щите воспитанников группы;
— выявление интересов, потребностей, трудностей, отклоне­ний в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
— ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.
7. Деятельность педагога дополнительного образования
Деятельность педагога дополнительного образования, работа­ющего с воспитанниками смешанной группы, направлена:
— на изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития;
— на выявление творческих способностей воспитанников, со­здание условий, способствующих их развитию;
— на проведение индивидуальных, подгрупповых и фронталь­ных занятий со всеми воспитанниками группы;
— на осуществление тесного взаимодействия с другими специ­алистами;
— на консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;
— на ведение необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной работе.
8. Деятельность сурдотехника.
Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Сурдотехник консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям де­тей с нарушенным слухом.
9. Деятельность медицинского персонала
При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитан­никам с отклонениями в развитии оказывается специализирован­ная медицинская помощь.
9. 1. Врач-невропатолог.
Обследует состояние нервно-психического статуса воспитан­ников учреждения (группы) и при необходимости назначает ле­чение; следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанни­ков в процессе коррекционно-педагогического воздействия и до­зирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
9.2. Врач-офтальмолог.
Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, оп­ределяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологичес­кого лечения воспитанников и организации взаимодействия ле­чения с коррекционно-педагогической работой. 9.3. Медицинская сестра.
По медицинским показаниям осуществляет плеопто-ортопто-стереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников груп­пы интегрированного обучения и воспитания.
 
Приложение 2
Перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии
В настоящее время перечень необходимой документации, фор­ма ее ведения определяются как органом управления образовани­ем, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зави­симости от реализуемой образовательной программы. Представ­ленный ниже перечень разработан на основе многолетнего прак­тического опыта педагогических работников ДОУ и систематизи­рован.
/. Документация учителя-дефектолога
(логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)
1.   Личное дело каждого воспитанника.
2.   План организации совместной деятельности всех воспитан­ников группы (учреждения).
3.   Планы (перспективные; календарные индивидуальных, под­групповых и фронтальных занятий).
4.   Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отража­ются структура дефекта, направления коррекционно-педа­гогической работы и т.д.).
5.   Тетрадь или записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).
6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.
В конце учебного года составляются характеристика на каж­дого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.
2. Документация воспитателей
1.   План организации совместной деятельности всех воспитан­ников группы.
2.   Планы (перспективные и календарные) фронтальных заня­тий.
3.   Тетрадь передачи детей.
4.   Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
5.   Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и за­дачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении ха­рактеристики на каждого воспитанника группы и аналитическо­го отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.
3. Документация педагога-психолога
В соответствии с приложением к инструктивному письму Ми­нобразования России от 01.03.99 № 3 обязательными для запол­нения педагогом-психологом являются:
1.   Карта психологического обследования воспитанников.
2.   План работы педагога-психолога.
3.   Заключение по результатам проведенного психодиагности­ческого обследования.
4.   Журнал консультаций педагога-психолога.
5.   Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.
6.   Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).
7.   Программа коррекционно-развивающих занятий.
8.   Аналитический отчет о работе педагога-психолога.
При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педаго­га-психолога с группой и т.д.).
4. Документация музыкального руководителя
1.Планы (перспективные и календарные) проведения ин­дивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2.   План организации и проведения совместной деятельно­сти детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.
3.   Аналитический отчет о результатах работы за год.
5. Документация инструктора по физической культуре
1.   Планы (перспективные и календарные) проведения ин­дивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2.   План организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.
3.   Аналитический отчет о работе за учебный год.
 
Вид нарушения
 

Количество детей в группе

 Ясельная группа  Младшая подготовительная группа
  Дети с отклонениями Нормально развивающиеся дети Дети с отклонениями Нормально развивающиеся дети
 Глухие 2 8 3 8
 Слабослышащие 3 8 4 8
 Слепые 2 6 3 6
 Слабовидящие 3 8 4 10
 С амблиопией и косоглазием 5 10 5 10
 Легкая форма ДЦП 4 8 4 10
 Другие нарушения опорно-двигательного аппарата 6 10 6 12
 С задержкой психического развития 4 10 5 12
 С нарушением интеллекта неосложненная форма олигофрении в степени дебильности 5 10 5 10
 Не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающих от возрастной нормы (в т.ч. с нарушениями эмоционально-волевой сферы) 6 12 6 12

 



   Автор: 
   Дата публикации:  2002
   Место издания:  Москва
[к началу]
 
 
     
 








 
Copyright 2009 ООО „Русская Речь”
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-35031 от 20 января 2009 г.
разработка сайта - Easy&Easily