Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина

У. Грове

 
 
 
     
 
 

Библиотека

 



Нормативно-правовая база


Об организации логопедической работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
Об организации логопедической работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
 
Письмо Минобразования России
От 14 декабря 2000г. №2
 
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
·        Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
·        Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
·        Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения а развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов ре­чевого аппарата (дизартрия, ринолалня); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фо­нематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучаюшнеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразова­тельных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на осно­ве обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, име­ющие нарушен и я в развитии устной и письменной речи, регист­рируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и заре­гистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городско­го общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельс­кого общеобразовательного учреждения не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме соглас­но приложению 2.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производит­ся в течение всего учебного года после устранения у них наруше­ний в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и вгруппе. Основной формой являются групповые занятия. Пре­дельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обу­чающегося и местонахождения общеобразовательного учрежде­ния (приложение 3).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как пра­вило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
·        С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю.
·        С обучающимися, имеющими фонетико-фонетическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
·        С обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
·        С заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в не­делю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппара­та (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводят­ся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающи­мися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных предста­вителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования вра­чами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-меди­ко-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, клас­сный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель-логопед оказывает концептуальную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспевае­мости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявле­ние обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.
Учитель-логопед:
а)         проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б)        осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения  обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в)         поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачам и специалистам и детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
г)         участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
д)        представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).
 
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложе­ние 5).
Заместитель Министра
Е.Е. Чепурных
 
 
Приложение 1
К письму Минобразоваия России
От 14 декабря 2000 г. № 2
 
Список обучающихся, имеющих нарушения
в развитии устной и письменной речи
(заполняется учителем-логопедом
после обследования обучающихся)

п/п
Фамилия,
Имя обучаю-
щегося, дата рождения
 
Класс
Дата обслед-
вания
Реальная успеваемость
по родному
языку
Заключение учителя-
логопеда
Приме-
чания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 2
К письму Минобразвания России
От 14 декабря 2000 г. № 2
 
Речевая карта
(заполняется на каждого обучающегося,
зачисленного в логопедический пункт)
 
1.     Фамилия, имя, возраст.
2.     Класс.
3.     Домашний адрес, телефон.
4.     Дата зачисления в логопедический пункт.
5.     Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6.     Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7.     Заключение психиатра.
8.     Состояние слуха.
9.     Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого
развития.
10.                       Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11.                       Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель­ных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).
б) грамматический строй: типы употребляемых предложе­ний, наличие аграмматизмов (привести примеры).
в) произношение и различение звуков: произношение зву­ков; отсутствие* искажение, замени и смешение отдель­ных звуков; различение оппозиционных звуков; воспро­изведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12.                       Уровень сформированности навыков анализа и синтеза зву­кового состава слова.
13.                       Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме­шение и замена   согласных букв, аграмматизмы и тд.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, со­чинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные рабо­ты прилагаются к речевой карте).
14.                       Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочи­танного.
15.                       Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16.                       Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учи­теля (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отноше­ние к имеющемуся нарушению речи).
17.                       Заключение учителя-логопеда.
18.                       Результаты исправления речи (отмечаются в карте к момен­ту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
 


 

Приложение 3
К письму Минобразоваия России
От 14 декабря 2000 г. № 2
 
Предельная наполняемость
групп обучающихся, имеющих нарушения
в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся
Предельная наполняемость (чел.)
Общеобразвательное
учреждение,
расположенное в городе
Общеобразвательное
учреждение,
расположенное
в сельской местности
с общим недоразвитием речи (ОНР)
до 4
до 3
с нерезко выраженным общим недоразвитием
речи (НВОНР)
до 5
до 4
с фонетико-фонематичес­ким недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)
до 6
до 5
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи
до 4
до 2
с недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи
до 5
до 4
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематичес­ким (фонематическим) недоразвитием речи
до 6
до 5
заикающиеся
до 4
до 3
с недостатками произно­шения отдельных звуков
до 7
до 6

Примечание: минимальная наполняемость группы – 3 обучающихся.


   Автор: 
   Дата публикации:  2002
   Место издания:  Москва
[к началу]
 
 
     
 








 
Copyright 2009 ООО „Русская Речь”
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-35031 от 20 января 2009 г.
разработка сайта - Easy&Easily