Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина

У. Грове

 
 
 
     
 
 

Библиотека

 



Нормативно-правовая база


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ (КОМПЛЕКСНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ (КОМПЛЕКСНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Письмо Минздрава России от 2 августа 2001 г. № 809/23-16
 
В настоящее время среди воспитанников дошкольных образо­вательных учреждений (далее — ДОУ) компенсирующего вида уве­личилось число детей со сложными (комплексными) нарушени­ями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных про­грамм воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обуче­нию в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспи­тательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.
В соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошколь­ном образовательном учреждении, утвержденного постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в ДОУ компенсирующего вида допускается открытие групп для де­тей со сложными дефектами (два и более дефекта).
Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого распрост­ранения. В настоящее время можно констатировать, что необхо­димое программно-методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со слож­ными (комплексными) нарушениями в развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ компенсирующего вида Министерство образования Россий­ской Федерации направляет для использования в работе рекомен­дации по комплектованию, организации работы, отбору про­граммно-методического обеспечения групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии.
Группы для слабослышащих детей со сложными нарушения­ми в развитии создаются для дошкольников, у которых наруше­ние слуха сочетается с первичной задержкой психического разви­тия, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательно­го аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия.
Основными задачами работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее — групп) явля­ются:
 
·         углубленное медико-психолого-педагогическое изучение детей в процессе коррекционного воспитания и обучения; уточнение характера и степени выраженности каждого из на­рушений;
·         создание оптимальных условий для физического, познава­тельного, речевого и социально-личностного развития детей;
·         осуществление психолого-педагогической коррекции нару­шений в развитии воспитанников группы с учетом индиви­дуальных возможностей и личностных особенностей каж­дого ребенка;
·         создание условии для формирования предпосылок к учеб­ной деятельности и подготовка воспитанников к обучению на следующей ступени образования;
·         определение формы дальнейшего обучения каждого воспи­танника.
 
 
Комплектование группы осуществляется по заявлению роди­телей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по выбору направлений коррекционно-педагогической работы с ребенком.
Предпочтительным вариантом является первоначальное (ди­агностическое) обучение ребенка со сложной структурой нару­шений развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной, младшей группе) с целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении. В случае обнаружения зна­чительных трудностей при обучении ребенка в обычной группе психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о целесообразности перевода ребенка в группу для детей со слож­ными недостатками развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными нарушениями в развитии пос­ле первичного обследования на комиссии (установления диагно­за) и при условии возрастного соответствия направляются в дан­ную группу сразу.
Как показывает практический опыт, с целью наиболее эффек­тивного обучения ребенка в группе и подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить макси­мально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей в возрасте 4—5 лет (с учетом трехлетнего срока вос­питания и обучения в данной группе). В группу также могут при­ниматься дети и более старшего возраста (6 лет) на одно-двухлет­ний срок воспитания и обучения.
В одну группу могут направляться дети с разными варианта­ми сочетания недостатков в развитии. Их воспитание и обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей развития.
Практический опыт показывает, что нецелесообразно прини­мать в группу для слабослышащих детей со сложными (комплек­сными) недостатками развития:
 
·         слепоглухих детей;
·         умственно отсталых (степени имбецильности и идиотии) слабослышащих детей;
·         детей с психопатоподобным поведением;
·         детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепси­ей и др.);
·         детей с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающихся в индивидуальном уходе;
·         детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном слухе);
·         детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ.
 
Такие дети с целью осуществления индивидуальной коррек­ционно-педагогической работы по заключению медико-педаго­гической и психолого-педагогической комиссий и с согласия ро­дителей (законных представителей) могут посещать индивиду­альные занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии») .
Наполняемость группы определяется в соответствии с п. 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3 лет и старше 3 лет).
В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длитель­ное систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать результаты коррекционно-педагогичес­кой работы на разных этапах обучения.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при ус­ловии достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостат­ками в развитии в компенсирующую группу (для слабослышащих детей).
При организации коррекционно-педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние при­знаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость и т.д.
С целью профилактики переутомления детей следует чередо­вать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с за­нятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В про­цессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статических и двигательных нагрузок; в середине каждого занятия , как рекомендуют медицинские работники, необходимо про­водить физкультминутку.
В силу особенностей психофизического состояния воспитан­ников группы в режиме дня (в отличие от компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на про­ведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогул­ке и т.д.), сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго, третьего годов обучения дан в приложении 1.
В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется «пото­рапливать» детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спо­койным, доброжелательным.
Организационными формами проведения занятий с воспитан­никами группы являются фронтальные (со всеми воспитанника­ми), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия ма­лыми подгруппами (по 2—3 ребенка), индивидуальные. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня — два занятия воспитателя. Продолжительность од­ного занятия в средней группе составляет — 15 минут, в старшей — 20 минут, в подготовительной - 25 минут. Между занятиями не­обходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индиви­дуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе 15-20 минут на од­ного ребенка; в старшей и подготовительной — 20—25 минут. При­мерное расписание занятий (для третьего года обучения) дано в приложении 3.
В учебный план групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы, содержащиеся в Про­грамме воспитания и обучения слабослышащих детей дошколь­ного возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в приложении 2.
Проведению фронтальных и индивидуальных занятий долж­но предшествовать всестороннее психолого-педагогическое об­следование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ (психолого-медико-педагогический консилиум учреждения) с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навы­ков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и состав­ления индивидуальной программы коррекционно-педагогической
работы с ребенком.
При планировании фронтальных занятий на основе Програм­мы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание мате­риала по разным разделам Программы; при необходимости пре­дусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.
На индивидуальные занятия рекомендуется выносить мате­риал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие за­труднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по раз­личным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем-дефектологом (сурдопедагогом) в зави­симости от уровня усвоения воспитанником программного ма­териала.
 
 
Первый заместитель министра А.Ф. Киселев
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
к письму Минобразования России
от 2 августа 2001 года №809 /23-16
 
Примерный режим дня
 

 
1-й год обучения
(возраст 4-5 лет)
2-й год обучения (возраст 5-6 лет)
3-й год обучения (возраст 6-7 лет)
Подъем
7.30
7.30
Утренняя гимнастика
7.50-8.20
7.50-8.20
Подготовка к завтраку, завтрак
8.20-8.55
8.20-8.50
Фронтальные занятия
(2 занятия сурдопедагога
+1 занятие воспитателя)
9.00-10.15
(3 занятия по 20 минут)
9.00-10.40
(3 занятия по 25 минут)
Индивидуальные занятия
10.25-12.15
(по 20 минут с каждым ребенком)
9.00-10.40
(по 20-25 минут с каждым ребенком)
Прогулка
10.20-12.00
10.45-12.35
Обед
12.15-13.00
12.45-13.20
Дневной сон
13.00-15.00
13.30-15.15
Подъем
15.00-15.20
15.15-15.30
Полдник
15.30-15.50
15.30-15.50
Фронтальные занятия воспитателя
16.00-16.50
(2 занятия по 20 минут)
16.00-17.10
(2 занятия по 25-30 минут)
Вечерняя прогулка*
17.00-18.30
17.15-18.45
Ужин
18.45-19.20
19.00-19.35
Игры, рисование,свободная деятельность
19.20-20.00
19.35-20.15
Подготовка ко сну
20.00-20.30
20.15-20.30
Ночной сон
20.30
20.30

 
* В зимнее время вечерняя прогулка может проводиться после полдника, т.е. с 16.00 до 17.30, а занятия воспитателя с 17.40 до 18.50.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 2
к письму Минобразования России
от 2 августа 2001 года №809 /23-16
 
Примерный учебный план
 

Раздел программы
Год обучения
Специалист
1-й
2-й
3-й
количество занятий в неделю
Физическое воспитание
4
3
3
Воспитатель, инструктор по физвоспитанию
Игра
сюжетно-ролевая
дидактическая
 
2
 
2
 
2
 
Воспитатель
2
2
1
Сурдопедагог
Труд
2
2
2
Воспитатель
Изобразительная деятельность и конструирование
 
3
 
3
 
3
 
Воспитатель
Ознакомление с окружающим
 
3
 
3
 
3
 
Воспитатель
Развитие речи
4
5
5
Сурдопедагог
Развитие слуховому восприятию и обучение произношению
 
2
 
1
 
1
 
Сурдопедагог
Формирование элементарных математических представлений
 
2
 
2
 
3
 
Сурдопедагог
Музыкальные занятия
2
2
2
Музыкальный руководитель

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 3
к письму Минобразования России
от 2 августа 2001 года №809 /23-16
 
Примерное расписание занятий в группе третьего года обучения (возраст 6-7 лет)
 

Дни недели
Утро
Вечер
Понедельник
1)      Развитие речи
2)      Развитие слухового восприятия
3)      Ознакомление с окружающим
1)      Изобразительная деятельность
2)      Труд
Вторник
1)      Развитие речи
2)      Физическое воспитание
3)      Формирование элементарных математических представлений
1)      Ознакомление с окружающим
2)      Музыкальное воспитание
 
Среда
1)      Развитие речи
2)      Дидактическая игра
3)      Ознакомление с окружающим
1)      Изобразительная деятельность
2)      Физическое воспитание
Четверг
1)      Развитие речи
2)      Музыкальное воспитание
3)      Формирование элементарных математических представлений
1)      Игра
2)      Труд
Пятница
1)      Развитие речи
2)      Физическое воспитание
3)      Формирование элементарных математических представлений
1)      Изобразительная деятельность
2)      Труд



   Автор: 
   Дата публикации:  2001
   Место издания:  Москва
[к началу]
 
 
     
 








 
Copyright 2009 ООО „Русская Речь”
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-35031 от 20 января 2009 г.
разработка сайта - Easy&Easily