Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина

У. Грове

 
 
 
     
 
 

Библиотека

 



Нормативно-правовая база


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
 
Письмо Минздрава России от 29 июня 1999 г. № 129/23-16
 
В настоящее время наиболее распространенной формой ока­зания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с от­клонениями в развитии являются их воспитание и обучение в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Большая часть детей с от­клонениями в развитии воспитывается дома или в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида. Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители (за­конные представители) - в консультировании по вопросам вос­питания «проблемного» ребенка в семье.
В соответствии с пунктом 21 Типового положения о дошколь­ном образовательном учреждении, утвержденного Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, до­пускается функционирование дошкольного образовательного уч­реждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение деть­ми дошкольного образовательного учреждения. В целях оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогичес­кой помощи детям с отклонениями в развитии, консультативно-методической поддержки их родителей (законных представите­лей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальной адаптации детей и формирования предпосылок учебной деятель­ности в дошкольных образовательных учреждениях разных видов организуются группы кратковременного пребывания (далее – группы).
В дошкольных образовательных учреждениях компенсирую­щего вида (при уже сложившемся материально-техническом и кадровом обеспечении) рекомендуется организовывать группы кратковременного пребывания по профилю учреждения.
Группы открываются в помещениях, отвечающих педагогичес­ким, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожар­ной безопасности. Для их работы выделяется помещение площа­дью не менее 15 кв. м, оборудованное и оформленное с учетом разновозрастного состава группы в виде игровой комнаты.
Количество групп в дошкольном образовательном учреждении зависит от санитарных норм (исходя из предельной наполняемо­сти, принятой при расчете норматива бюджетного финансирова­ния дошкольного образовательного учреждения компенсирующе­го вида). Группы финансируются по нормативам, соответствую­щим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Предельная наполняемость группы определяется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреж­дении.
Содержание образовательного процесса в группах определяет­ся программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура дефекта, уро­вень психофизического развития и т.п.). Педагогический коллек­тив самостоятелен в выборе программы из комплекса вариатив­ных общеразвивающих и коррекционных программ.
Основная организационная форма работы группы - индиви­дуальные занятия с воспитанниками и занятия небольшими под­группами (по 2—3 ребенка) в присутствии родителей (законных представителей). Периодически (1-2 раза в месяц) желательно организовывать фронтальные занятия со всеми воспитанниками группы.
Занятия могут проводиться в первой и во второй половине дня в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения и с учетом потребностей родителей (законных пред­ставителей).
Кратковременное пребывание детей с отклонениями в разви­тии в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка спе­циалистами дошкольного образовательного учреждения. В неко­торых случаях допускается сокращение времени пребывания до 2—3 часов (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и пр.). К работе с воспитанниками группы рекомендуется привлекать учителя-дефектолога (а в груп­пах для детей с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата дополнительно — учителя- логопеда), педаго­га-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физи­ческой культуре, воспитателя и (или) помощника воспитателя, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал. Дошкольное образовательное учреждение по желанию родителей (законных представителей) воспитанников может оказывать до­полнительные образовательные услуги (например, занятия сверх оговоренного времени и (или) с другими специалистами) на ос­нове договора между дошкольным образовательным учреждени­ем и родителями (законными представителями) воспитанников. Дошкольное образовательное учреждение составляет индиви­дуальные расписания занятий для каждого ребенка и соответ­ствующие графики работы персонала группы. При этом макси­мальное количество времени рекомендуется отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога.
С целью оказания консультативной помощи семье по органи­зации воспитания ребенка в конкретных домашних условиях учителю-дефектологу и педагогу-психологу рекомендуется 2—3 раза в год посещать воспитанников группы на дому.
Комплектование группы осуществляется по заявлению роди­телей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с учетом структуры дефекта, имеющегося у ребенка.
Состав группы может быть постоянным в течение года, или прием в нее может проводиться в течение всего года по мере по­ступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест.
В зависимости от степени выраженности и сложности струк­туры дефекта, продвижения ребенка в процессе обучения и же­лания родителей (законных представителей) обучение ребенка в группе может осуществляться 1—2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.
Воспитанников группы, имеющих сложные (комбинирован­ные) отклонения в развитии, с согласия родителей (законных представителей) желательно направлять в середине года на пси­холого-педагогическую и медико-педагогическую комиссии для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической работы с ними.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка.
При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными Приказом Минпроса СССР от 31.12.71 № 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденными Постановлением Минтруда России от 21.04.93 № 88.
В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Если занятия с детьми, включенными в состав группы кратковремен­ного пребывания, проводятся одновременно с детьми других групп, специалистам может быть установлена доплата за увели­чение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью не­обходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу с детьми группы кратковременного пребывания следует планиро­вать заблаговременно.
 
Первый заместитель Министра
А.Ф. Киселев


   Автор: 
   Дата публикации:  1999
   Место издания:  Москва
[к началу]
 
 
     
 








 
Copyright 2009 ООО „Русская Речь”
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-35031 от 20 января 2009 г.
разработка сайта - Easy&Easily