Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина

У. Грове

 
 
 
     
 
 

Библиотека

 



Лекции


Категориально-терминологический аппарат методики развития речи (специальной)

Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств (лингвистических знаков), используемых в процессе речи в целях коммуникации. Изолированно языковая система существовать не может, она проявляет себя только в речи.

 

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в акустическую (звуковую) или письменную форму. Речь есть исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком; способ формирования и формулирования мыслей посредством языка.

Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических знаках фонетики, лексики, грамматики.

Акты говорения и слушания (аудирования) реализуются в устной речи, акты письма и чтения – в письменной.

Являясь средством выражения мыслей, речь становится основным механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речи.

Речь является составной частью человеческой деятельности, позволяя познавать мир и общаться с другими людьми.

 

Коммуникация – специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Единицей коммуникации является коммуникативно-речевой акт, в котором отправитель (говорящий, пишущий) кодирует свое сообщение в текст – речепроизводство - и направляет по каналу связи получателю (слушающему, читающему), а тот в свою очередь декодирует содержащееся в тексте сообщение (понимание сообщения). Чтобы коммуникативный акт состоялся, оба участника должны владеть общим кодом (системой лингвистических знаков), а также правилами кодирования и декодирования речевых намерений (интенций).

 

Речевая деятельность – активный, целенаправленный, опосредованный языком и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений. Принято выделять основные и вспомогательные виды речевой деятельности. Основные подразделяются на продуктивные (направленные на порождение и сообщение информации): говорение и письменная речь и рецептивные (ориентированные на прием информации): аудирование (слушание) и чтение. Вспомогательные виды речевой деятельности, например, пересказ, конспектирование и др.базируются на той или иной комбинации основных видов. В качестве продуктов рецептивных видов РД выступает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. В качестве результата продуктивных видов РД выступает высказывание, текст.

 

Речевая операция – единица речемыслительного процесса, характеризующаяся бессознательностью, автоматизмом и устойчивостью при ее выполнении.

 

Речевое действие – действие, составляющее элемент речевой деятельности.

 

Речевой акт – элементарная единица коммуникации, намеренное, целенаправленное, регулируемое правилами социального и речевого поведения произнесение высказывания, имеющего адресата, в определенной речевой ситуации.

 

Речевые (речеязыковые, вербальные) средства общения – единицы языка и речи, речевые образцы, посредством которых обеспечивается речевыя деятельность (аудирование, говорение, чтение, письмо). Вербальные средства общения несут основную коммуникативную нагрузку в процессе общения и составляют предмет изучения и овладения на занятиях по языку.

 

Компетенция – совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению како-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков и умений. Определенный уровень владения языком характеризуется совокупностью взаимосвязанных видов компетенций: языковой (лингвистической), речевой, коммуникативной, социокультурной.

 

Языковая (лингвистическая) компетенция определяется владением системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом. Считается, что учащийся обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этим языком на практике. Языковая компетенция коррелирует с понятием «языковые знания».

 

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Термин «речевая компетенция» соотносится с понятием «речевой навык».

 

Коммуникативная компетенция - способность решать средствами языка актуальные для учащегося бытовые, учебные, социальные задачи; умение пользоваться речеязыковыми средствами для реализации целей общения. Считается, что учащийся владеет коммуникативной компетенцией, если он способен реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения.С психологической точки зрения коммуникативная компетенция – это прежде всего способность человека адекватно ситуации общения организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах.

Коммуникативная компетенция определяется как совокупность лингвистической, речевой и социокультурной видов компетенций

Необходимый уровень коммуникативной компетенции определяется возрастом ребенка, этапом и целью обучения.

 

Знание – результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, умозаключений, теорий. На занятиях по обучению языку знания – один из компонентов содержания обучения; в это понятие включают знание системы языка и правил пользования этой системой в теоретической и практической деятельности. Применительно к обучению языку выделяют фонетические, лексические, грамматические знания, знания социокультурной жизни общества.

 

Навык – действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующийся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Навыки формируются поэтапно в результате многократного выполнения упражнений. Навык является необходимым фактором и условием формирования умения.

 

Речевые операции, доведенные до уровня автоматизма и безошибочности выполнения называются речевым навыком. В лингводидактикенавык понимается как автоматизированное действие с использованием фонетического, лексического и грамматического материала в процессе речевой деятельости. Соответственно выделяют навыки фонетические (слухопроизносительные), лексические, грамматические, речедвигательные и др.

Фонетический навык – способность правильно воспринимать слышимый образец и адекватно его воспроизводить. Формирование фонетических навыков зависит от развития фонематического (речевого) слуха – способности к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка. Навык считается сформированным, если имеет место координация между звуками речи, их артикуляцией и различением. Требования, предъявляемые к слухопроизносительным навыкам, определяются возрастом ребенка, целями и условиями обучения. Акустический образ фонемы возникает как абстракция и обобщение устойчивых дифференциальных признаков фонем. Благодаря этому создается известная устойчивость (инвариантность) фонем. Распознавание фонем облегчается их системностью, противопоставленностью друг другу хотя бы по одному признаку: звонкий-глухой, твердый-мягкий и др. Развитие речевого (фонематического) слуха неразрывно связано с овладением правильной речевой артикуляцией (звукопроизношением). В состав фонетического навыка входит ритмико-интонационный навык – навык интонационного и ритмически правильного оформления речи и понимания речи других людей.

 

Лексический навык – автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи. В основе лексического навыка лежат следующие операции: перевод лексической единицы из долговременной в оперативную память (актуализация слова), сочетание лексической единицы с предыдущей и последующей, определение соответствия выбора и сочетания единиц речевой ситуации.

 

Грамматический навык – автоматизированный компонент речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. Владение грамматическим навыком означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка. В состав грамматического навыка входят: морфологические навыки (правильного употребления в речи словоизменительных и словообразовательных моделей), синтаксические навыки (правильного расположения слов в предложениях различного типа,; это навыки владения синтаксическими моделями предложения), графические навыки (правильного употребления букв при письме), орфографические навыки ( безошибочного письма).

Умение – усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, т.е. способность осознанно совершать действие, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Умение создает возможность выполнения определенных действий не только в привычных, но и в изменяющихся условиях. Умение означает возможность пользоваться разными навыками для достижения цели в зависимости от условий действия. Именно умения свидетельствуют об уровне владения языком.

Речевое (коммуникативное) умение – способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач и на основе выработанных навыков и приобретенных знаний. Речевое умение характеризуется продуктивностью, динамизмом, творческим характером, определенной психологической самостоятельностью: чтобы правильно и полноценно общаться, человек должен уметь ориентироваться в условиях общения и на основе этого строить свою речь.

 

Упражнение – структурная единица методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе. Упражнения представляют собой целенаправленные, взаимосвязанные действия, предлагаемые для выполнения в порядке нарастания языковых и операциональных трудностей, с учетом последовательности становления речевых навыков и умений. Упражнения классифицируются по различным основаниям. Например, по назначению: языковые – речевые; рецептивные – продуктивные; тренировочные – контрольные; аспектные – комплексные; по характеру материала: упражнения в диалогической – монологической речи; по способу выполнения: устные – письменные и др.

 

Языковые упражнения – тип упражнений по их назначению, упражнения, предусматривающие операции с единицами языка и формирующие соответствующие навыки: фонетические, лексические, грамматические. Языковые упражнения подчинены речевым упражнениям и включают в себя те, которые подготавливают учащихся к различным видам речевой деятельности. Поэтому языковые упражнения часто называют подготовительными. При выполнении языкового упражнения внимание учащегося направлено на усвоение формы, значения и употребления языковой единицы в речи, дают возможность сконцентрировать внимание учащегося на определенном явлении языка, создать у него представление о синтагматических и парадигматических связях в языке (системном строении языка).

Речевые упражнения – тип упражнений по их назначению: служат для развития речевых умений на основе фонетических, лексических и грамматических навыков.; применяют для тренировки спонтанного употребления заученных языковых явлений в речи. Речевые упражнения ситуативно обусловлены, коммуникативно мотивированы, направлены на использование учащимися отрабатываемого лингводидактического материала для выражения собственных мыслей и понимания чужих. С помощью речевых упражнений решаются сложные мыслительные задачи (например, участие в дискуссии, порождение развернутых высказываний на определенную тему и т.п.)

 

Языковая система – совокупность взаимообусловленных элементов языка, связанных одной функцией. Различают фонетическую, фонологическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую, графическую подсистемы.

 

Лексика – словарный состав языка, ведущий компонент речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой.

 

Лексикон – запас слов и выражений, обозначающих понятия какой-либо отрасли знаний.

 

Индивидуальный лексикон – индивидуальный запас слов и выражений, совокупность продуктивной (активной) и рецептивной (пассивной) лексики конкретного человека. К пассивной лексике относятся слова, которые узнаются и понимаются, но еще не используются в собственной речи, к активной – слова, которыми часто пользуются для выражения мыслей в устной и письменной речи.

 

Лексический минимум – лексические единицы, которые должны быть усвоены учащимися за определенный промежуток учебного времени. Количественный и качественный состав лексического минимума зависит от целей обучения, этапа, количества учебных часов и др. В современной лингводидактике и логопедии лексический минимум ориентирован на уровень владения языком и речеязыковые возможности учащегося (возраст ребенка, форма речевой патологии). Различают активный и пассивный лексический минимум.

 

Грамматика – система объективно действующих в языке правил изменения и образования слов, соединения словоформ в словосочетаниях и предложениях., а также учение о видах словосочетаний и типах предложений. Значение изучения грамматики определяется тем, что обобщающий характер ее законов облегчает овладение языком.

В методическом плане грамматика рассматривается не с точки зрения лингвистического описания грамматического строя, а с точки зрения закономерностей усвоения грамматических правил ребенком конкретного возраста, особенностей формирования речевых умений и навыков (так называемая практическая грамматика). Наиболее целесообразным при обучении языку и коррекции речи детей дошкольного и младшего школьного возраста является функционально-смысловой подход к подаче грамматического материала.

 

Грамматическая форма – соотношение грамматического содержания с грамматическим выражением. Грамматические формы определяют лицо, число, время глаголов, падежи, род, число существительных и прилагательных и др.

 

Грамматические единицы – слово, словоформа, синтаксическая конструкция (словосочетание, предложение), являющиеся носителями обобщенных грамматических свойств. К грамматическим единицам относят и средства выражения грамматических значений: служебные слова (предлоги, союзы, частицы), служебные морфемы.

 

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка: способы образования звуков человеческой речи и их акустические свойства. Фонетика подразделяется на: антропофонику и фонологию. Изучение звуковой структуры языка представляет двоякую задачу: с одной стороны, изучается звуковая материя языка, с другой – ее социальная функция, т.е. использование звуковой материи для образования значимых единиц языка – морфем, слов, предложений и др. Эти две стороны звуковой структуры языка – материальная (антропофоническая) и функциональная (фонологическая) представляют собой неразрывные и взаимопроникающие компоненты фонетики. Антропофоническая звуковая материя языка изучается в трех аспектах: в аспекте ее производства при помощи органов речи, т.е. как психофизиологическая деятельность (производство звуков), в аспекте вызываемого этой деятельностью звучания, т.е. как акустический процесс, сводящийся к колебаниям частиц воздуха и в аспекте восприятия этого звучания слухом (восприятие звуков). Таким образом звуковая материя языка рассматривается как явление трехстороннее: произносительно-акустико-слуховое.

Классификация звуков строится почти целиком на основе обобщения произносительных признаков.

Фонология – функциональная фонетика – учение о звуковой материи языка с точки зрения ее функции – построения и различения значимых единиц языка (морфем, слов, словосочетаний, предложений). Предметом изучения фонологии является ударение, фразная интонация, фонетически цельные сегменты речи и др.

 

Фонетическая категория – понятие совокупности звуков, объединенных определенным произностительно-слуховым признаком, например, категории гласных и согласных, глухих и звонких звуков. Фонетические категории всегда взаимно противопоставлены.

 

Единицы речи – коммуникативные единицы, образующиеся в процессе общения и организующие это общение. Единицы речи –это результат комбинирования единиц языка в процессе общения. К единицам речи, выделяемым по формально-смысловым критериям, относят: предложения, словосочетания, высказывания в составе речевого акта, реплики в составе диалога. Основной единицей речи признается предложение (речевое высказывание).

 

Единицы языка – элементы системы языка: фонемы, морфемы, лексемы, синтаксемы, характеризующиеся постоянством структуры. Единицы языка служат строительным материалом для образования единиц речи, являются ведущими компонентами содержания обучения языку.



   Автор:  Безрукова О.А.
   Дата публикации: 
   Место издания: 
[к началу]
 
 
     
 








 
Copyright 2009 ООО „Русская Речь”
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-35031 от 20 января 2009 г.
разработка сайта - Easy&Easily