Картинки для фонетических упражнений

Автор-составитель: О.А. Безрукова

Учебно — методическое пособие “Картинки для фонетических упражнений” предназначено для проведения индивидуальных занятий по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие включает специально подобранный иллюстративный материал адресованный детям и методическую брошюру для педагогов и родителей.

Для логопедов, педагогов дошкольных учреждений, преподавателей русского языка как иностранного, родителей.

Серия «Уроки правильного произношения»

  • Вес:
  • Иллюстративный материал: картон 300 г/м2 формат 70х100 — 360 карточек
  • Брошюра 70х100/16 бумага офсетная 80 г/м2
  • Год издания: 2011

О пособии

Учебно-методическое пособие «Картинки для фонетических упражнений» предназначено для проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по формированию фонетических/фонологических (слухопроизносительных) навыков и умений.

Наряду с лексическими и грамматическими навыками фонетико-фонологические навыки являются базой для формирования умений, обеспечивающих успешность протекания речевой деятельности, т. е. полноценной коммуникации.

В основе формирования фонетических/фонологических навыков и умений (фонетико-фонологической компетенции) лежит фонематический слух – способность к различению фонем данного языка, т. е. выделению и обобщению устойчивых дифференциальных признаков фонем. Эта способность является необходимым, хотя и не достаточным условием последующего продуцирования звуков речи. Для правильного произнесения звука нужна определенная система движений органов речи – речевая артикуляция, формируемая под влиянием слухового и речедвигательного (кинестетического) контроля за правильностью произношения (принцип «обратной связи»).

Помимо звукоразличения и звукопроизнесения, фонетико-фонологическая компетенция предполагает овладение навыками звукового анализа и синтеза (так называемый фонологический, или звуковой, анализ – умение определять количество и последовательность звуков в фонетическом отрезке), правильного произношения слов различной слоговой структуры, просодикой.

Эти факторы и определяют цель данного учебно-методического пособия – содействие педагогам и родителям в формировании фонетико-фонологической компетенции у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Лингводидактический материал пособия подобран в соответствии с основными задачами, которые ставит педагог при формировании фонетико-фонологической компетенции:

  1. Развитие фонематического слуха;
  2. Формирование правильного звукопроизношения;
  3. Обучение произношению слов различной слоговой структуры;
  4. Формирование навыков и умений звукового (фонологического) анализа и синтеза.

Формирование любого навыка происходит поэтапно, и на каждом этапе необходимо подбирать соответствующий его задачам лингводидактический материал. Например, при проведении занятий по коррекции звукопроизношения для закрепления в речи согласных звуков [ш] или [р] подбираются доступные для ребенка по звукослоговой структуре и семантике слова, в которых эти звуки находятся в начале слова и после них есть гласный звук: шуба, шапка, роза, рак, затем предлагаются слова, в которых этот звук находится в конце: забор, двор, душ, в середине слова: каша, мишка, баран, со стечением согласных: шкаф, каштан, торт и т. п. А на начальном этапе автоматизации в речи таких звуков, как [ц] или [щ], подбирается материал, где эти звуки находятся после гласных: ац, ащ, конец, плащ и т. п.

Фонетико-фонологические навыки и умения, как и любые другие навыки и умения, формируются в результате выполнения специальных упражнений. Упражнения могут быть нацелены как непосредственно на развитие речевого аппарата (например, упражнения для формирования направленной воздушной струи достаточной силы или упражнения в произнесении какого-либо звука в слове/словосочетании/предложении), так и на развитие внимания и аналитических способностей (например, определение количества звуков в услышанном слове или различение звуков на слух). Для автоматизации навыка и формирования осознанного умения необходимо выполнение достаточно большого числа упражнений, что требует и соответствующего количества фонетического материала.

В учебно-методическом пособии «Картинки для фонетических упражнений» определен необходимый объем лингводидактического материала и составлена его классификация. Универсальность данного издания состоит в том, что одна и та же иллюстрация может быть использована в качестве обучающего средства как при решении различных дидактических задач, так и на разных этапах формирования того или иного фонетического навыка и умения. Например, картинку «стол» педагог может использовать и для автоматизации звука [с] в начале слова при стечении согласных, и для автоматизации звука [л] в конце слова, и на определенном этапе работы по формированию навыков фонологического анализа и синтеза или навыков произнесения слов такой структуры.

Пособие может оказать педагогам и родителям действенную практическую помощь в формировании фонетико-фонологических навыков и умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.