Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Авторы: О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова,
О.Г. Приходько

В настоящем учебном пособии изложены современные научные подходы к проблеме речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также представлены методические материалы для организации коррекционно-развивающей работы с указанным контингентом. Теоретические и методические сведения интегрированы в единое концептуальное пространство и адаптированы для профессионального применения в логопедической практике.

Для студентов и магистрантов педагогических вузов (профиль подготовки «Дефектологическое образование), логопедов, дефектологов, воспитателей, учителей начальных классов.

Серия «Наука — практике»

  • Вес:
  • Страниц: 
  • Формат 70х100/16
  • Бумага офсетная, печать офсетная
  • Год издания: 2016

О пособии

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Контингент детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднороден, его составляют дети с различными нарушениями в развитии: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, а также дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Достаточно часто при этом наблюдаются и комплексные (сочетанные) нарушения в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии освоить образовательные программы вне специальных условий обучения и воспитания, они требуют особого подхода в данной области, так как традиционные общепедагогические методы и приемы работы с ними оказываются явно недостаточными.

Особого внимания в силу своей специфики требует речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектологи уже давно заметили, что практически нет ни одной аномалии развития, при которой в той или иной степени не страдала бы речь. Выраженные нарушения в формировании сенсорно-перцептивных органов и систем, двигательной, когнитивной, аффективно-волевой сфер неизбежно приводят к тем или иным отклонениям в становлении речи. В речи, как в зеркале, отражаются интеллектуальные, личностные, поведенческие и любые другие особенности человека. В то же время речь является мощнейшим средством полноценного, всестороннего развития ребенка.

Все вышеперечисленные факторы предопределяют актуальность настоящего учебного пособия, инновационная сущность которого заключается в изложении материала разных научных дисциплин в рамках единого концептуального пространства. Этот информационный комплекс адаптирован для профессионального восприятия и интегрирования непосредственно в логопедическую практику.

Для будущих дефектологов важно не только усвоение теоретических основ вузовского курса русского языка, педагогики, психологии и других учебных дисциплин, но и четкое понимание прикладного значения этих сведений, осознание их необходимости для практической профессиональной деятельности.

Пособие содержит теоретические сведения о речеязыковом феномене, о русском языке как системе, типологических особенностях русского языка, онтогенезе и дизонтогенезе речеязыкового развития ребенка, диагностике речи детей различных возрастных групп.

В методической части пособия представлены материалы для коррекционно-развивающей работы по предупреждению и преодолению речевого недоразвития у детей с ограниченными возможностями здоровья.