Слова родного языка

Автор: О.А. Безрукова

В книге «Слова родного языка» в доступной и занимательной форме представлен хорошо иллюстрированный лингвистический материал, позволяющий детям среднего и старшего дошкольного возраста расширить, обогатить и систематизировать свой словарный запас. Сюда включены наиболее важные для этого возраста сведения о лексике родного языка. Книга содержит большое количество дидактических заданий, построенных по принципу возрастающей сложности, которые сопровождаются рекомендациями и справочным материалом для родителей.

Серия «Учебная библиотека дошкольника»

  • Вес:
  • Страниц:
  • Формат: 60х90/8
  • Твердый переплет, обложка 7БЦ
  • Бумага офсетная, печать офсетная

О книге

Инновационной сущностью этого учебно-методического издания является распределение лингводидактического материала на два основных блока. Первый блок посвящен работе по накоплению лексических средств языка (накопление предметного словаря, глагольного словаря, слов, обозначающих признаки и качества предметов и действий); второй блок – систематизации накопленных средств в языковом сознании ребенка.

Пополнение лексикона достигается за счет презентации слов из различных тематических групп, представленных в виде совокупности иллюстраций отдельных предметов и семантически соответствующих им сюжетных картин. Особое внимание уделяется формированию понятия о признаках предмета, его качествах и свойствах.

Второй блок заданий этой книги направлен на установление системы связей между лексическими единицами (ассоциативная сеть). Поэтапное формирование лексической системности в языковом сознании ребенка осуществляется за счет постепенной выработки умения устанавливать различные виды как смысловых, так и формальных связей между словами. Безусловно, для работы сначала отбираются самые элементарные виды смысловых отношений. Например, такие как родовидовые: береза-дерево, кукла-игрушка, часть-целое: пальто-карман, велосипед-руль, елка-шишка. Постепенное усложнение лингводидактического материала позволяет ребенку осознать и более сложные отношения. Например, такие, как омонимические: глубокая норка – пушистая норка  или отношения между родственными словами: корм-кормушка, хлеб-хлебница, утконос – нос, как у утки  и др.

Содержание этого учебно-методического пособия базируется на современных научных концепциях представления лексикона человека не в виде совокупности отдельных слов, но в виде «семантического поля», где сами слова и связи между ними могут быть представлены в виде многоярусной структуры, в которой лексические единицы группируются соответственно по формальным и смысловым признакам. Такое представление лексикона заставляет обращать внимание педагогов и родителей не только на количественную сторону формируемого словаря, но и на качественную его составляющую. При таком подходе более важным становится не сколько слов в лексиконе ребенка, а то, что стоит за этим словом в языковом сознании ребенка. Это просто «ярлык» того или иного предмета /действия или за этим словом стоит понятие, образ, реальная действительность, «картина мира».

Учебник для ребенка дошкольного возраста, имеет свою специфику. Безусловно,  ребенок работает с ним не самостоятельно, а под руководством взрослого. Поэтому в книге есть материал, адресованный непосредственно детям (в основном это иллюстративный материал), и есть материал, адресованный педагогам и родителям (статьи, формулировки заданий, методические рекомендации, справочный материал), помогающий им методически грамотно осуществлять работу по обучению языку и развитию речи.